17.01.2020      19      0
 

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит


О карте водителя

Прежде чем рассказать, как пользоваться тахографом, пару слов о карте водителя. Она представляет собой чип с фотографией владельца, а также информацией о его дате рождения, месте жительства, Ф.И.О. и т. д.

Стоимость изготовления данного чипа в России составляет от четырехсот до полутора тысяч рублей. Вместе с ним выдается индивидуальный ПИН-код.

Зачем нужен тахограф в автомобиле

Первоначально, внедрение тахографа в повседневную практику связывали с улучшением условий отдыха и труда водителей. Одна из первостепенных задач сводилась к тому, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, нарушающих установленный режим.

Тем не менее, это далеко не единственное назначение представленного прибора. С его помощью становится возможным отслеживать различные важные эксплуатационные показатели.

С помощью данного бортового прибора осуществляется мониторинг:

  • нарушений ПДД;
  • следования по установленному маршруту;
  • режима труда и отдыха водителя;
  • скорости передвижения ТС.

Стоит отметить, что наличие данного устройства, по заверениям экспертов, гарантирует большую безопасность, как для водителя, так и для пассажиров. Ссылаясь на установленные правила и нормы, водитель не имеет права управлять ТС более 4 часов подряд.

Как пользоваться тахографом? Пошаговая инструкция

В начале рабочей смены водитель устанавливает в устройство индивидуальную карту. Она вставляется в первый слот. Карта водителя должна быть повернута чипом вверх. После того как она вошла в устройство, требуется ввести ПИН-код. Важно помнить эти цифры наизусть либо иметь записку. В противном случае при неверно введённом пароле карта заблокируется. Устройство предложит ввести PUK-код. Он идет в комплекте с вашей картой.

Отметим, что чип водителя имеет определенный срок службы (3 года). По его истечении требуется получить новую карту. В противном случае за езду с просроченным чипом полагается штраф.

Когда карта установится в разъем, на экране цифрового тахографа будет отображаться ФИО ее владельца, то есть водителя. Если на экране ничего не отображается, вероятно, чип вставлен не до конца. Проверьте правильность установки – карта должна входить с характерным щелчком.

Далее необходимо ввести данные о том, где вы находились до начала смены, выставив:

  • Режим отдыха.
  • Режим работы.

После ввода данных водитель может продолжать движение. В это время устройство автоматически перейдет в режим вождения. На пиктограмме тахографа отобразится иконка руля. После остановки необходимо проверить текущий режим на цифровом дисплее.

При выключении зажигания цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Можно его переключить вручную. Для этого требуется нажать соответствующую кнопку (на тахографах она бывает разного типа). По окончании смены требуется вынуть карту из записывающего устройства.

Виды приборов

По мере появления тахографов, представленные устройства претерпевали различные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сейчас на смену им пришли более совершенные и компактные цифровые устройства.

Тахографы, в зависимости от способа исполнения делятся на два вида:

  • круглые (монтируются на место штатного спидометра);
  • прямоугольные (монтируются в штатное место автомагнитолы).

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

В настоящее время, аналоговые приборы полностью вытесняются цифровыми. Такая тенденция, прежде всего, связана с низким уровнем точности механических тахографов.

Начиная с 2016 года в России запрещается использование аналоговых тахографов любой марки. При этом под аналоговым подразумевается любой прибор, лишенный криптозащиты.

Тахографы цифрового типа прочно вошли в нашу жизнь. Они позволяют хранить большое кол-во информации, благодаря встроенному блоку памяти. Получить несанкционированный доступ к имеющейся в нём информации не представляется возможным, в связи с высоким уровнем защиты.

Любые попытки вмешаться в работу устройства влекут за собой административное наказание в виде штрафа. При работе с цифровым тахографом используется идентификационная карта. Она представляет собой пластиковый носитель личной информации водителя.

Существует 4 разновидности подобных карт:

  • персональная карта шофера;
  • специализированная карта (для сотрудников сервисных центров, обслуживающих устройство);
  • карта транспортной фирмы;
  • карта сотрудников ГИБДД (для проведения контрольных действий).
Предлагаем ознакомиться:  Приватизация жилья после 1 марта 2020 года: свежие новости

Представленные карты выдаются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

А именно:

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа.

Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

Внешне тахограф немного напоминает магнитолу. Для предохранения имеющейся в нём информации от фальсификации злоумышленниками, в нём используется шифрование.

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

Устройство должно быть сертифицированным. В этом случае его данные могут использоваться в качестве доказательства при разборе дела правоохранительными органами.

Это устройство в автомобиле располагается перед водителем, над лобовым стеклом. Оно включает в себя несколько частей:

  1. Дисплей, на котором отображаются текущие операции.
  2. Левый слот для карты, которую должен вставить водитель.
  3. Правый аналогичный слот. Здесь карту ставит второй водитель, при условии, что машину ведёт экипаж.
  4. На панели имеется пломба производителя.
  5. Под ним располагается USB-слот.
  6. Под дисплеем находятся кнопки для управления.
  7. Имеется миниатюрный принтер, закрытый крышкой.

Электропитание осуществляется за счёт подключения к системе электропитания автомобиля.

 Для работы с этим прибором необходимо выполнить следующие действия.

  1. Сначала водителю надо вставить ключ зажигания и повернуть его.
  2. Затем он должен достать свою карту и вставить её в предназначенное для неё место. При этом нужно вставлять её микросхемой вверх.
  3. При этом на дисплее загорится подсветка. Далее потребуется ввести свой пин-код. Для его ввода высвечивается ноль, который с помощью кнопок со стрелками надо откорректировать. Когда цифра выбрана, её подтверждают, нажав на «ОК». Автоматически дисплей изображает следующую цифру таким же образом. Выбрав и подтвердив все цифры пин-кода, можно переходить к дальнейшим операциям.

Далее выдаётся экран приветствия. После этого на дисплее предлагается осуществить ручной ввод.

Результат работы тахографа выдается на бумажной ленте

Результат работы тахографа выдается на бумажной ленте

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

Нужно прояснить, зачем это делается. Пока карточка находится в тахографе, этот прибор знает, что водитель работал. Однако, как только она была вынута, никакой информации в это время не поступает. Тахограф, в частности предназначен для того, чтобы зафиксировать, когда и какой работой занимался водитель. Однако самостоятельно только может отметить время, когда тот водил машину.

Когда карта вынута, водитель может не только отдыхать, но и работать. Речь может идти о бумажной работе по оформлению документов или о проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Получение информации организовано следующим образом: водителю предлагается осуществить ручной ввод для записи того, в течение какого времени какой работой он занимался.

Предлагаем ознакомиться:  Трёхсторонний договор цессии: образец между юридическими лицами

Данные набираются следующим образом:

  1. Сначала нужно определить способ. С помощью которого будет указано время начала и конца периода. Тут предлагаются два варианта: мировое или местное время. Нужно выбрать приемлемый способ и подтвердить его.
  2. После этого делают выбор того, чем водитель занимался в указанный период времени: отдыхал или работал. Для этого нужно указать соответствующий символ в меню.
  3. Теперь вводят время начала и конца рассматриваемого периода времени.

В течение поездки на дисплее будут показаны две строчки. Рассмотрим ситуацию, когда машину ведёт экипаж из двух человек.

На верхней строке, относящейся к первому водителю устанавливается режим управления. Для второго ставится режим, который подразумевает его готовность. То и другое время показано в первой колонке.

Во второй указывается время, когда первый водитель отдыхал. Причём речь идёт именно о непрерывном отрезке времени. В нижней строке отображается текущее местное время.

пользоваться водителю тахографом

В процессе поездки этот прибор фиксирует скорость в любой момент времен и пройденное расстояние.

Если водитель превышает допустимую скорость, то прибор контролирует при этом ситуацию. Он фиксирует факт нарушения и ждёт после этого минуту. Когда она пройдёт, на дисплей выдаётся предупреждение.

Прибор также способен контролировать время непрерывной работы водителя. Для безопасности езды необходимо избегать переутомления. Для этого тахограф фиксирует ситуацию, когда указанное время было превышено.

Письмо Минтранса установило, что максимальное допустимое время нахождения водителя за рулём не должно превышать четырёхчасовой промежуток.

Первоначальное предупреждение происходит за четверть часа до наступления предельного срока, второе — в момент истечения срока.

В первом случае появляется мигающий красный экран с текстом предупреждения и громким звуком. Снять предупреждение можно при помощи нажатия на любую клавишу этого прибора. При первом отключается звук, второй раз прекращается мигание дисплея.

Если истёк срок непрерывной работы, водитель должен остановиться, чтобы отдохнуть не менее 15 минут.

Калибровка

Проверка тахографа

Проверка тахографа

как пользоваться тахографом с картой водителя

В процессе эксплуатации требуется регулярно, через определённые промежутки времени проводить проверку не только исправности тахографа, но и его точности.

Калибровка проводится для достижения следующих целей:

  1. При первоначальной установке нужно не только правильно его установить, но и в точности его показаний.
  2. Если водитель видит время на этом приборе и оно отличается от точного на 20 минут или больший промежуток времени.
  3. Если по какой-либо причине был ремонт тахографа.
  4. Если ремонт относился к восстановлению исправности электрической схемы.
  5. В случае, когда пломба на тахографе была сорвана.
  6. Если какие-либо базовые характеристики машины были изменены, прибор подлежит калибровке в обязательном порядке.
  7. По прошествии двухлетнего срока с момента последнего проведения этой процедуры.

Процедура разделена на две части: стендовая и дорожная.

Стендовая проверка — это:

  1. Контроль пломбы и внешнего вида прибора.
  2. Проверяется целостность датчиков и соединительных проводов.

Дорожные испытания являются более сложными:

  1. Рассматривается передаточное число трансмиссии на предмет соответствия нормативу (показатель W).
  2. Контролируется этот коэффициент, для которого был запрограммирован тахометр.
  3. Проверка того, правильно ли работают часы.
  4. Другие процедуры.
  5. Пломбирование прибора и его датчика.

Нарушение пломб допустимо только для сертифицированных специалистов в процессе работ по обслуживанию.

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени.

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Предлагаем ознакомиться:  Рыночная стоимость земельного участка что это такое оценка и как рассчитать

Правила установки

Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.

Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.

Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.

Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:

  1. анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
  2. при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
  3. монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
  4. проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
  5. производится активация и пломбировка прибора;
  6. производится доводка и калибровка.

Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.

Типы термобумаги

как пользоваться цифровым тахографом

Существует несколько ее разновидностей:

  • Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
  • Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).

Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.

Если у вас предприятие

Частные организации обязаны следить за качеством работы самописцев, производить их калибровку, ремонт и техническое обслуживание. Контроль за соблюдением режимов движения и отдыха производится предприятием раз в 1-2 месяца. Так, выгрузка данных из карты водителя осуществляется не реже, чем раз в 28 дней.

Что касается самих тахографов, с них данные выгружаются раз в один год. Полученная информация должна храниться в базе данных на протяжении 365 дней и быть доступной для проверки. Срок действия сертификатов карт предприятия – три года. До истечения этого времени организация должна получить новые чипы для водителей.

Сам блок тахографа подлежит регулярному техническому обслуживанию. ТО должно производиться не реже, чем раз в 2 года. При выявлении неисправности блок ремонтируется или списывается. В последнем случае предприятие должно записать всю сохраненную в блоке информацию. Информация не должна удаляться на протяжении одного года. Данные про утилизацию устройства организация направляет в ФБУ «Росавтотранс».

Можно ли пользоваться водителю тахографом без карты? Езда без сертифицированного чипа приравнивается к неисправности блока. При проверке транспортная служба или сотрудник ГАИ имеет полное право выписать штраф. Его сумма составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

Тахограф и скоростной режим

Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф – это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час).

Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.

Заключение

как пользоваться картой тахографа

Использование этого прибора не только необходимо, но и во многих случаях выгодно для водителя. Чтобы правильно с ним работать, нужно разобраться в том, что он из себя представляет.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Итак, мы выяснили, как пользоваться тахографом с картой водителя. По закону, данный элемент устанавливается на все грузовые автомобили, за исключением малотоннажных. Ездить без чипа водителю запрещается. Поэтому нужно знать, как пользоваться картой тахографа и как правильно распечатывать нужную информацию. Надеемся, данная статья помогла вам в решении данного вопроса.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector