17.01.2020      19      0
 

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году


Как определяется износ деталей пострадавшего автомобиля

В случае, если человек, уже признан виновным в ДТП, и ему подан иск о взыскании суброгации, то действовать нужно следующим образом:

  • отнестись серьезно к претензии;
  • проверить срок исковой давности;
  • потребовать доказательство наличия у потерпевшего договора с КАСКО;
  • затребовать всю документацию по ДТП: подтверждение самого происшествия, виновности в ДТП автовладельца, экспертное заключение;
  • потребовать подтверждения оценки ущерба и факта его оплаты;
  • проконсультироваться с независимым специалистом.

Если претензии обоснованы, то лучше решить спор «полюбовно», не дожидаясь повестки в суд. Иначе, помимо суброгации придется платить судебные издержки. Судебная практика показывает, что досудебное разбирательство на суде «говорит» в защиту виновного.

Говоря о страховой выплате виновнику ДТП, можно выделить 3 варианта развития событий:

  • виновному водителю не выплачивают ничего (по полису ОСАГО);
  • участнику-виновнику ДТП присуждается частичная компенсация (по полису ОСАГО, чаще всего после решения суда);
  • инициатору аварии выплачивается полная стоимость ущерба (при наличии полиса КАСКО и соблюдении ряда условий).

Закон об ОСАГО уведомляет, что в случае ДТП денежная выплата положена тому участнику, который невиновен в произошедшем. То есть, если оба участника имеют только стандартные полиса ОСАГО, то виновное в аварии лицо не получит никакого материального возмещения. Кроме этого, при следующей покупке полиса, к такому водителю будет применяться повышенный коэффициент «бонус-малус», и страховка обойдется дороже.

По этой причине некоторые водители предпочитают не оформлять мелкие аварии официально, даже с использованием «европротокола», а стараются решить вопрос на месте. Для молодых водителей с маленьким стажем виновность в ДТП может повысить стоимость следующего полиса ОСАГО в 1,5 раза.

В самом общем случае страховая компания не платит виновному водителю в ДТП возмещение по ОСАГО, т.к. это не предусмотрено Законом об ОСАГО ФЗ №40. Принцип этого закона состоит в том, что денежную компенсацию или направление на бесплатный ремонт получает лишь тот, кто невиновен в аварийном происшествии.

Случаются такие дорожно-транспортные происшествия, при которых не повреждаются другие машины, но портятся или уничтожаются разные элементы дороги, например:

  • дорожный знак,
  • светофор,
  • столб,
  • отбойник и т.д.

В этой ситуации виновнику, даже если у него есть действующий полис ОСАГО, страховые выплаты также не назначаются. Но есть и свои плюсы — в пределах страховой суммы ( 400 тыс.руб.) возмещение будет выплачено владельцу имущества, обычно городскому хозяйству, страховой компанией. Если же ущерб превысит 400 тыс., то тогда виновнику ДТП придется платить разницу между реальными затратами на реконструкцию и максимальной суммой возмещения из своего кармана.

Но как же быть, если вина водителей обоюдная? Страховщики часто ссылаются на пункт 22 статьи 12 Закона об ОСАГО, где утверждается, что в таком случае доля вины каждого из водителей устанавливается судом, и исходя из этого, страховщики назначают суммы к страховой выплате обоим виновникам ДТП. На практике часто складывается так, что страховые компании до последнего уклоняются от выплат в случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось из-за нарушения правил обоими водителями. Тогда компенсацию придется взыскивать в судебном порядке.

Если у водителя есть оформленный полис КАСКО, то тогда степень его вины в дорожно-транспортном происшествии не так важна. Страховая выплата виновнику ДТП будет назначена в любом случае, в соответствии с условиями подписанного договора страхования. У каждой СК есть свой перечень условий, которые должны соблюдаться при подаче сведений о произошедшем случае.

Нередко водитель пытается сэкономить на стоимости страховки, выбрав более дешевый вариант КАСКО, и не вчитываясь в полные правила предоставления услуги. Страховщики, в свою очередь, уменьшают стоимость полиса за счет введения франшизы. Это означает, что при наступлении страхового события потерпевшему (даже если он же является и виновником) будет выплачена не вся сумма ущерба, а за вычетом определенной части. Соответственно договору, эта часть может рассчитываться как в твердой денежной сумме, так и в виде пропорции относительно общего ущерба.

Список условий, при которых СК не перечисляет страховую выплату виновному в ДТП, четко определен. К ним относится:

  • состояние наркотического или алкогольного опьянения;
  • управление ТС без наличия водительских прав или соответствующей категории;
  • управление ТС без согласия владельца (угон);
  • умышленное причинение вреда (наезд, столкновение);
  • побег с места ДТП.

Что такое «суброгация в страховании»

В этих ситуациях, даже при наличии страховки КАСКО, рассчитывать на денежную компенсацию или оплаченный ремонт не придется. Если же ответственность водителя была застрахована только по обязательному полису страхования ответственности ОСАГО, то здесь будет применяться правило регресса.

Согласно ст.14 ФЗ об ОСАГО, страховщик имеет право требовать с виновника ДТП всю сумму выплаченного ущерба в порядке регресса. На практике это означает, что пострадавшему человеку будет выплачена вся сумма (в установленных пределах). После этого юридический отдел компании-страховщика составит претензию виновному участнику дорожно-транспортного происшествия, в которой потребует добровольно выплатить указанную сумму на счет СК. В случае отказа виновника от перечисления денег, компания оставляет за собой право подать исковое заявление в суд.

Износ деталей является одним из наиболее спорных моментов при определении суммы возмещения. Полис КАСКО обычно позволяет произвести полный ремонт, а вот при расчёте ущерба по ОСАГО используется износ узлов и деталей. Некоторые страховщики после восстановления автомобиля застрахованного предъявляли виновнику ДТП требование возместить всю сумму без учёта износа.

В прошлом многие суды признавали такие действия неправомерными. Виновный водитель не должен компенсировать расходы на ремонт автотранспортного со состояния нового. Логично, что он должен возместить лишь причинённый вред. Поэтому автомобиль должен быть восстановлен до того состояния, в котором он находился до дорожного инцидента. Судебная практика суброгация в страховании по ОСАГО показала, что решения суда были самыми разными.

Весной 2017 года Конституционный Суд РФ издал постановление №6-П. В нём были признаны все положения Гражданского Кодекса, которые предоставляют возможность пострадавшему получить выплату всех денежных средств, которые были израсходованы на ремонтные работы, а не только той суммы, которая рассчитывается по правилам автогражданки. Судья при рассмотрении определённого дела уполномочен снизить величину компенсации, если посчитает это правильным.

По суброгации страховая компания получает право от пострадавшего водителя требовать возмещение ущерба, поэтому она уполномочена взыскать с виновника сумму, которая была израсходована на восстановление пострадавшего автомобиля (в рамках суммы, недостаточной по полису ОСАГО, определённой по Единой методике).

Появление суброгации по отношению к водителю возможно, если будет выполнено 2 следующих условия:

  • Водитель является виновником в инциденте;
  • У пострадавшего водителя оформлено действующее КАСКО.

Если оба требования удовлетворены, тогда нужно предпринять меры, которые бы снизили вероятность появления требований по суброгации. Не стоит надеяться на случай. Для достижения этой цели необходимо сделать следующее:

  1. Если вина не является очевидной, её не следует признавать;
  2. Важно всегда оставаться на связи с пострадавшим в ДТП, узнавать информацию об оценке величины причинённого ущерба и его возмещении;
  3. Необходимо уведомить страховщика о желании присутствовать во время проведения технической экспертизы, хорошо присутствовать на ней со своим экспертом;
  4. При несогласии с результатами осмотра повреждений их следует оспорить;
  5. Важно попросить копию результатов и провести осмотр у другого эксперта в случае наличия сомнений в объективности выполненной работы.

Как правило, претензию по суброгации направляют через 24-30 месяцев, когда автомобиль уже давно восстановлен, а иногда и продан. Доказать что-то в такой ситуации крайне сложно. Поэтому лучше сохранить документацию об аварии на 3 года.

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Даже если страховщик уже выдвинул требование по суброгации, необходимо соблюсти одно из следующий условий:

  • У застрахованного имеется действующее ДСАГО. В этом случае необходимо потребовать от страховщика, у которого оформлен полис, компенсировать причинённый ущерб.
  • Доказать, что автомобилю был причинён меньший вред, чем насчитала страховая организация.
  • Наличие прочих нарушений со стороны страховщика.
  • Удалось доказать собственную невиновность в дорожно-транспортном происшествии.
  • Страховая организация допустила нарушения.

Каждый из способов можно применять на этапе досудебного улаживания конфликта либо во время судебного разбирательства.

Для обжалования нарушения ПДД установлены специальные сроки. Сделать это можно лишь в том случае, если водитель не виноват.

Суброгация не может использоваться по отношению к тому, кто не виноват в причинении ущерба.

В ряде ситуаций виновность бывает спорной (примером может служить ситуация с обоюдной виной). В этом случае необходимо предоставить доказательства отсутствия прямой вины. Это позволит судье признать неприменимость требований страховщика.

Если у водителя оформлено добровольное страхование автогражданской ответственности с необходимой суммой покрытия, тогда никаких проблем не возникнет. Нужно просто обратиться к страховщику, с которым заключён договор. Организация покроет сумму в пределах соглашения.

  • по возможности стоит дополнить автогражданку ДСАГО, это обеспечит более масштабную защиту;
  • лучше сразу узнать, оформлено ли у пострадавшего КАСКО;
  • при наличии у пострадавшего водителя действующего КАСКО с ним нужно поддерживать связь, написать заявление в его страховую с просьбой посетить экспертизу транспортного средства;
  • в любом случае необходимо посетить техническое освидетельствование причинённых повреждений, по возможности следует взять с собой квалифицированного оценщика либо просто того, кто хорошо в этом разбирается;
  • если водитель не является виновником аварии, тогда ни в коем случае нельзя брать на себя вину;
  • в случае оформления Европротокола необходимо попросить пострадавшего написать расписку, что сумма его претензии не превысит 100 тысяч рублей;
  • удостоверьтесь, что при предъявлении претензий не прошло 3 года после дорожного происшествия.
Предлагаем ознакомиться:  Замена водительского удостоверения через Госуслуги в 2020 году
Внимание

Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.

Внимание

Полноценный расчет УТС могут выполнить только квалифицированные эксперты организации, имеющей лицензию на подобный вид деятельности. В ходе расчетов используется несколько методик. Какую из них применять – решают специалисты, но в большинстве случаев используется Минюстовкая, поскольку она наиболее полно удовлетворяет требованиям судебных органов.

Внимание

На сроке действия повышающего коэффициента ОСАГО после ДТП отражается принцип заключения договора. Обычно страховка предоставляется на один год. Срок действия коэффициента будет идентичен этому периоду. Когда он завершится, произойдет изменение показателя. Он может повыситься или уменьшиться.

Чем суброгация отличается от регресса

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Виновный водитель может не видеть разницы между суброгацией и регрессом. В каждом из случаев пострадавший получает компенсацию. Однако через определённое время страховщик присылает уведомление с требованием заплатить определённую сумму.

Разница между понятиями кроется в источнике требований. Суброгацию может истребовать страховая организация пострадавшего, поскольку именно она получила такое право от пострадавшего. Срок давности иска не зависит от перехода прав. Это значит, что по суброгации он начитается с той же даты, что и в обычном порядке – со дня дорожного происшествия.

Требования по регрессу может выдвинуть страховая организация виновного водителя, поскольку он получил возможность истребования к страхователю (Закон «Об ОСАГО» в статье 12 регламентирует случаи, когда возникают регрессивные требования). В то же время Гражданский кодекс в статье 200 в пункте 3 определяет, что по регрессивным требованиям срок исковой давности начинает считаться с даты возмещения ущерба пострадавшему.

Как рассчитывается КБМ?

Коэффициент бонус-малус в 2020 году может быть повышающим или понижающим. Он зависит от класса автолюбителя. Проще всего определить значение показателя, руководствуясь таблицей. Изначально КБМ устанавливается на уровне 1. Водителю присваивается класс 3.

Если гражданин не нарушает ПДД и не принимает участие в авариях, каждый год его КБМ повышается. В результате предоставляется скидка в 5%. Классы обозначены в столбце слева. Так, если человек ездил без происшествий 10 лет, ему присвоят 12 класс. Размер скидки отображается в графе Влияние на цену страховки. Безаварийная езда в течение 10 лет позволяет получить скидку в размере 50%.

ДТП повлечет за собой повышение КБМ. Его уровень зависит от числа происшествий, в которых принял участие автолюбитель. Допустим, водителю присвоен класс 1. За период действия страховки произошла 1 авария. Чтобы понять, как оно повлияет на цену, нужно найти свой класс и сопоставить его с графой Число ДТП.

Присвоенный класс Значение показателя Влияние на цену страховки Число ДТП, в которых принял участие водитель в течение срока действия страховки
Ни одного 1 2 3 4 и более
М 2,45 145% М М М М
2,3 130% 1 М М М М
1 1,55 55% 2 М М М М
2 1,4 40% 3 1 М М М
3 1 0% 4 1 М М М
4 0,95 -5% 5 2 1 М М
5 0,9 -10% 6 3 1 М М
6 0,85 -15% 7 4 2 М М
7 0,8 -20% 8 4 2 М М
8 0,75 -25% 9 5 2 М М
9 0,7 -30% 10 5 2 1 М
10 0,65 -35% 11 6 3 1 М
11 0,6 -40% 12 6 3 1 М
12 0,55 -45% 13 6 3 1 М
13 0,5 -50% 13 7 3 1 М

Реальные случаи из судебной практики по суброгации при действующем ОСАГО

По договору обязательного страхования автогражданской ответственности суброгация не представляется возможной, поскольку данное требование страховой пострадавшего покрывает страховщик виновного водителя по полису ОСАГО.

Законодательство Российской Федерации устанавливает, что только пострадавший имеет право требовать с виновного водителя сумму, недостающую для полного восстановления транспортного средства. Переход прав в этом случае не предусматривается, поэтому термин «суброгация» не применим. Однако виновному водителю причинённые убытки, которые не покрывает автогражданка, нужно будет заплатить в случае поступления такого требования от пострадавшего.

Суброгация также не может использоваться при отсутствии доказанности вины определённого лица.

Сегодня дорожные инциденты стали обыденностью. Страховые организации постоянно сталкиваются с необходимостью возмещать ущерб. Их запросы далеко не всегда правомерные, это знают все, в том числе и судьи. Рассмотрим примеры реальных судебных разбирательств.

Виноватый водитель не отрицал собственную вину, он был готов возместить причинённый ущерб. Затраты на восстановление в полной мере покрыл его страховщик, поскольку у сторон действовали только полисы ОСАГО.

Однако закон «Об ОСАГО» регламентирует максимальную выплату в сумме 400 тысяч рублей. Поэтому суд обязал виноватого в инциденте водителя компенсировать разницу в 173 тысяч рублей.

Страховая премия пострадавшему была выплачена за счёт денежных средств страховой организации виновника инцидента.

Во время судебного разбирательства было установлено, что водитель не был инициатором дорожного происшествия. Инцидент случился под влиянием прочих факторов, поэтому страховщик не смог использовать право суброгации.

В результате восстановление автомобиля потерпевшего было выполнено за счёт полиса автогражданки.

Затраты покрыл страховщик, со временем он потребовал от клиента суброгацию в сумме 88 тысяч рублей. Суд установил, что в справку о дорожном происшествии не вошли все пункты. Судья это отметил и запомнил, поэтому решение было принято в пользу автомобилиста.

Была проведена дополнительная экспертиза пострадавшего транспортного средства, сумма по смете оказалась на 35 тысяч больше, чем указана в документе, поэтому страховая компания виновного автомобилиста обязана покрыть затраты пострадавшего водителя.

В каких условиях появляется суброгация

Появление самой возможности суброгации возможно только при условиях:

  • потерпевшая сторона заключила в страховой компании КАСКО. По договору ОСАГО суброгация не взимается, поскольку данная страховка покрывает все расходы потерпевшего. Если это не происходит, дополнительные расходы выплачивает виновник ДТП непосредственно пострадавшему. Никакого перехода права по ОСАГО страховой компании не происходит;
  • СК покрыла полностью весь ущерб от аварии;
  • стоимость выплат превысила максимальную сумму по ОСАГО (400 т.р.).

Нужно понимать, что суброгация с ответственного за ДТП взимается только в виде превышения по выплатам обязательного автострахования.

В случае, если автосредство зарегистрировано на некую организацию, а не частного владельца, то выплачивает суброгацию будет юридическое лицо, но не водитель, управлявший машиной.

Одна из ситуаций, при которой появляется суброгация, – страховщик заплатил пострадавшему больше, чем покрывает ОСАГО. В какой ситуации это возможно? По какому полису? По договору комплексного автомобильного страхования кроме автогражданки.

При выплате по КАСКО возникает ситуация, в которой страховая организация требует от виновного компенсировать расходы, которые были покрыты на ремонтные работ по восстановлению автомобиля клиента. В такой ситуации наличие либо отсутствие полиса ОСАГО не играет роли.

Рассмотрим пример. У пострадавшего в аварии водителя имеется действующий полис КАСКО на автомобиль. Поэтому он не просит возмещения по автогражданке. Ремонтные работы организует его страховая компания. После этого собственник авто радуется, что деньги на КАСКО не пропали даром.

В данной ситуации наступает суброгация. Страховая может потребовать от виновного водителя возмещение расходов, потраченных на восстановление автомобиля клиента.

Максимальной страховой выплатой по ОСАГО выступает 400 тысяч рублей (по европротоколу – 100 тысяч рублей). Расходы на восстановление компенсирует страховая организация виновного водителя, поскольку именно с ней он заключал соглашение и производил оплату. Сумму, которая превышает максимальную выплату, страховая компания виновного водителя имеет право потребовать по суброгации с инициатора аварии.

Страховщик не уполномочен выдвинуть виновному требование заплатить больше, чем он компенсировал пострадавшему. Дополнительные затраты нельзя взыскать. К примеру, если страховщик просрочил платёж и за это заплатил пеню. Её величину виновный водитель не обязан компенсировать. Он должен выплатить лишь тот вред, который был причинён пострадавшему.

Чтобы стала возможной суброгация при ОСАГО, должны быть выполнены такие условия:

  • страховая организация в полной мере компенсировала ущерб пострадавшему;
  • у пострадавшего оформлено КАСКО;
  • расходы на восстановление автомобиля пострадавшего превышают максимальную сумму по автогражданке.

С каждого виноватого в аварии (пешехода, водителя без ОСАГО либо велосипедиста) страховщик может взыскать ущерб по суброгации.

Внимание! Потерпевшему не выдвигаются требования по суброгации, даже в случае наличии у него вины. К примеру, он не справился с управлением и въехал в столб. Если автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, тогда именно организация обязана произвести выплату по суброгации, а не шофёр, находившийся за рулём машины.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить в собственность квартиру в новостройке

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП?

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП в 2020 году

Иногда указываются неправдивые сведения в отношении величины ущерба, поскольку страховщику не составит труда получить те показатели, которые ему выгодны. В первую очередь следует проверить следующее:

  • Все ли запчасти из списка были заменены;
  • Является ли обозначенная стоимость запчастей и восстановительных работ реальной;
  • Соответствуют ли обозначенные повреждения конкретному дорожному происшествию;
  • Обозначена ли каждая деталь только один раз (иногда запчасти вписывают несколько раз).

Лучше всего обратиться к профессионалу, который проверит все сделанные расчёты. При наличии ошибочных сведений, которые разительно отличаются от реальных, их необходимо записать на бумаге. Документ сможет послужить основанием для конструктивного общения со страховщиком, а также пригодится в суде, если дело дойдёт до разбирательства.

Если после проверки оказалось, что страховая компания выдвигает законные требования, а возмещения её расходов избежать не удастся, лучше всего прийти к соглашению. Страховщики сами не любят участвовать в судебных разбирательствах, поэтому обычно с готовностью идут на уступки, уменьшая величину компенсации либо позволяя перечислить деньги частями.

Если мирным способом решить проблему не удалось, тогда страховая организация имеет полное право составить судебный иск. Не всегда компания пытается решить проблему мирным путём, а просто обращается в суд. Ответчик может узнать об этом, когда получит повестку на разбирательство.

Доказательства

На данном этапе повторяются те же действия, что и при подаче претензии страховщику с проверкой законности требований. Единственное отличие – несогласие выражается не страховой организации, а судье.

При наличии сомнений в отношении оценки можно направить требование о проведении судебной экспертизы. Обычно её выполняют по письменной информации и фотографиям. При проведении технических экспертиз до начала судебного разбирательства, их результаты нужно приложить.

Другой важный аргумент – отсутствие приглашений на проведение экспертного осмотра повреждений транспортного средства пострадавшего. В этом случае заключение эксперта страховщика может быть признано недействительным.

Горячая линия с юристом.

Важно уделить внимание документации о виновности. При неоднозначных выводах можно подать ходатайство о проведении ещё одной экспертизы.

Судебное решение

При обнаружении нарушений в действия страховой организации суд это в любом случае определит и вынесет результат об отказе. Даже если суд первой инстанции принимает решение в пользу страховщика, не стоит отчаиваться.

При наличии оснований для спора есть смысл подать апелляцию. Высшие суды нередко принимают решения в пользу собственника автомобиля.

  • автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
  • уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
  • возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
  • автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
  • компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
  • у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;
К сведению

Возмещение по КАСКО подлежит выплате, если обратное условие не прописано в договоре.

Если ситуация не соответствует вышеперечисленным критериям, УТС не компенсируется.

Многие страховщики отказывают в выплате возмещения УТС автомобиля по ОСАГО, аргументируя такое решение подпунктом «б» пункта 2 статьи 6 закона № 40-ФЗ, считая снижение товарной стоимости упущенной выгодой. Однако такое утверждение неправомерно. В пользу автовладельца говорит разъяснение Верховного суда, изложенное в пленарном постановлении № 58 указанной инстанции, принятом в декабре 2017 года. Документ определяет порядок рассмотрения судебными органами дел по поводу выплат возмещения по ОСАГО в части УТС.

Внимание

П. 29 постановления № 58 прямо подтверждает необходимость причисления утраты товарной стоимости после ДТП к реальному ущербу для автовладельца и указывает на обязательность ее возмещения страховщиком по ОСАГО.

Если размер полученного ущерба превысит максимально возможную сумму выплаты по ОСАГО, пострадавший вправе потребовать возмещения со стороны виновного в происшествии, на основании ст. 1064 и 1072 ГК РФ.

В 2020 году автолюбитель должен подать страховой компании соответствующее заявление. В случае отказа вопрос придется решать в судебном порядке, как в большинстве случаев и происходит.

Получение компенсации УТС автомобиля по ОСАГО в 2020 году сопряжено с необходимостью подготовки следующей документации:

  • бумаг, предоставляемых ранее по результатам аварии – заявления, копии протокола ГИБДД, извещения, акта о происшествии, результатов экспертизы;
  • паспорта автовладельца и водительского удостоверения;
  • страхового договора;
  • подтверждения уплаты государственной пошлины;
  • диагностической карты и документов на автомобиль (ПТС и СТС);
  • заявления с соответствующей просьбой, составленного по образцу, предоставленному страховщиком;
  • документов о текущей рыночной стоимости автомобиля, определенной экспертом;
  • бумаг, указывающих на стоимость оценочной экспертизы, и подтверждения ее проведения.

Документы предоставляются лично автовладельцем или его полномочным представителем в офис страховой компании. Если вместо собственника машины бумаги предоставляются доверенным лицом, его полномочия должны подтверждаться доверенностью.

  • адресата ходатайства с указанием наименования структуры, должности, ФИО (справа, вверху);
  • данных заявителя;
  • обстоятельств обращения со ссылками на подтверждающую документацию;
  • сведений об авто и его расчетной стоимости после восстановления;
  • размеров взыскиваемой УТС на основании заключений независимых экспертов;
  • банковских реквизитов счета, куда необходимо перечислить средства;
  • перечня прилагаемых бумаг.

В завершение обращения заявитель должен расписаться с указанием расшифровки ФИО и текущей даты. Образец заявления представлен здесь.

По этому методу расчета УТС в 2020 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Пример расчета УТС

Ниже представлен пример расчета для автомашины стоимостью до происшествия 600000 рублей, если пришлось ремонтировать только верхнюю поперечину рамки радиатора:

С = 600000 х 0,1/100 = 600 (руб.).

В примере размер компенсации, полагающейся автовладельцу, составит шестьсот рублей, если использовать методику Минюста.

Специфика применения

У общ. = У1 У2 … Уn, в которой

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Пример расчета УТС

Пример расчета при незначительном повреждении переднего бампера автомобиля, со стоимостью детали 1200 рублей:

  • коэффициент К1 принимается 0,4, как для ремонта №1;
  • коэффициент К2 – 0,030 (съемный кузовной элемент);
  • У бамп. = 0,030 х 0,4 х1200 = 14,4 рубля.

Указанное повреждение незначительное, поэтому получилась небольшая величина компенсации. Приведенным способом рассчитывается УТС по каждому элементу, и суммируются полученные значения.

Эта методика применяется для эксклюзивных и дорогих моделей авто зарубежного производства.

У = К / 100 х (ЦР СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Пример расчета УТС

Пример расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, стоимостью 600000 рублей, возрастом в два года, если СО составляет 70000 руб., а СМ – 20000 руб. (соответственно, работы обойдутся в СР = 70000 – 20000 = 50000 руб.):

  • А = (70000/600000) х 100 = 11,67%;
  • В = (50000/20000) х 100 = 250%;
  • коэффициент по дополнительным показателям составит 3,5;
  • УТР = (3,5/100) х (600000 70000) = 23450 руб.

В данной ситуации автовладелец должен получить компенсацию в размере 23450 рублей.

Если такое ограничение отсутствует, вначале пишется заявление рассмотренного выше образца в страховую компанию, сопровождаемое необходимой документацией. В случае отказа СК возмещать ущерб по УТС, подается иск в судебную инстанцию.

Если ДТП оформлено по Европротоколу

Возможность избежать претензии

В случае оформления дорожного инцидента по Европротоколу и восстановления авто по КАСКО, тогда с виновного водителя истребуют разницу между стоимостью восстановительных работ и 100 тысячами рублей, поскольку это максимальная выплата в таких условиях.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки вступления в наследство по закону и по завещанию после смерти наследодателя в 2020 году

Чтобы избежать подобного, лучше взять с пострадавшего расписку, что при превышении расходов по максимальной величины по Европротоколу он не будет требовать возместить затраты с виновного водителя.

Внимание! Расписку лучше попросить написать и в том случае, если достигнута договорённость вообще не оформлять дорожный инцидент. Иногда происходило так, что нечестный собственник автомобиля брал с виновного оговоренную сумму, а после этого подавал документы своему страховщику. Последний позже направлял виновному требование компенсировать ущерб.

Борьба с суброгацией ОСАГО

Избежать суброгации несложно. Для этого необходимо, чтобы ущерб был покрыт больше, предусмотренного по автогражданке. Существует полис ДСАГО, покрывающий возмещение до 3 000 000 рублей (в зависимости от условий оформления). Причём разница в стоимости такого договора вполне приемлема для среднестатистического российского автомобилиста.

ДСАГО станет прекрасным дополнением к ОСАГО. Благодаря ему будет существенно повышена страховая сумма, на которую могут быть произведены восстановительные работы.

Как проверить законность требований по суброгации по ОСАГО

При возникновении дорожно-транспортного происшествия, каждому участнику рекомендуют «не пускать на самотек» ситуацию, а следовать правилам:

  • если виновник аварии не очевиден, не следует брать вину на себя (даже для формальности);
  • если есть большая вероятность в виновности происшествия, не нужно «вставать в позу», лучше поддерживать связь с пострадавшим;
  • важно лично присутствовать при осмотре повреждений чужого авто (если есть возможность, с независимым специалистом);
  • если есть малейшее несогласие (или спорные моменты) с экспертным заключением, нужно его оспаривать. А именно: взять копию документа и сделать повторную экспертизу в другом месте (как можно раньше).

Два условия, при которых возможно требование суброгации:

  1. абсолютное понимание, что автовладелец – виновник ДТП;
  2. потерпевший застрахован КАСКО.

Лучше всего уладить дело до обращения в суд. В любом случае такие попытки будут приветствоваться судьёй. Такие действия будут рассматриваться в положительном ключе для ответчика. Поэтому лучше постараться уладить дело. Познакомьтесь с требованиями страховой организации, установите, являются ли они законными. Идеальным будет, если у дела завершилась исковая давность – после возмещения по аварии прошло уже больше 3-х лет.

При соблюдении сроков необходимо выполнить следующие этапы.

При подаче требования по суброгации страховщик обязан подтвердить её такой документацией:

  • соглашение КАСКО с пострадавшим, которое действовало на момент дорожно-транспортного происшествия;
  • доказательство вины – постановление о нарушении ПДД, постановление о возбуждении уголовного дела, судебное решение и т.д.;
  • подтверждение предоставления выплаты по возмещению убытков – выдача наличных или денежный перевод на банковский счёт;
  • документы из дорожной инспекции, которые подтверждают дорожное происшествие;
  • подтверждение величины ущерба – заключение экспертного осмотра повреждений с подробным описанием и изображениями, определение стоимости восстановления либо смета с автосервиса, акт приёма-передачи результатов восстановительных работ.

При отсутствии каких-то документов из перечисленных выше необходимо направить в ответ на претензию требование предоставить необходимую документацию. Без этого у автомобилиста есть полное право не производить выплату.

Нюансы

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Закон не позволяет страховщикам самостоятельно изменять КБМ. Если подобное произошло, и действия организации не обоснованы, можно направить жалобу. Она подается в правоохранительные органы. Однако нужно понимать, когда действия организации правомерные. В этой ситуации добиться изменения повышающего коэффициента не удастся. Закон позволяет организации увеличить цену ОСАГО, если:

  • гражданин скрылся с места происшествия;
  • раннее лицо пренебрегало правилами и ездило без страховки;
  • были предоставлены ложные данные об особенностях  ДТП;
  • в момент аварии лицо находилось под действием алкоголя или наркотических веществ;
  • авария была допущена умышленно.

Если доказано, что гражданин не является виновником происшествия, КБМ остаётся на прежнем уровне. В случае продления полиса на следующий год, должна быть предоставлена скидка.

Вопрос Ответ
Когда меняется повышающий коэффициент ОСАГО в 2020 году? При продлении страховки.
Повысится ли КБМ, если водитель не виновен в происшествии? Нет, показатель сохранится на прежнем уровне.
Как избежать повышения КБМ? Соблюдать ПДД и стараться не попадать в аварии.
Что делать, если коэффициент ОСАГО повысили ошибочно? Обратиться в предыдущую компанию и получить справку или самостоятельно проверить базу РСА. Затем данные предоставляются новому страховщику. Если он отказывается менять коэффициент, можно инициировать судебное разбирательство. Альтернативой выступает направление жалобы в уполномоченный орган.

Судебная практика в рассмотрении суброгации по ОСАГО

Учитывая требования отечественного законодательства, судебные органы в подавляющем большинстве рассмотрений подобных дел становятся на сторону заявителя, удовлетворяя требования по взысканию компенсации УТС со стороны виновного в ДТП или страховщика. Отрицательное решение возможно, если не соблюдены условия, допускающие выплату возмещения, либо заявителем не в полном объеме представлена необходимая документация и доказательная база.

Нередко автомобилисты выражают несогласие с тем, что у них требуют возмещение по суброгации либо не знают, каким образом решить спор, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства. В некоторых случаях страховые компании оформят судебный иск без предварительного уведомления виновного автомобилиста.

Судебная практика в вопросах суброгации по ОСАГО очень широка. Рассмотрены самые разнообразные ситуации. Познакомимся с теми, которые встречаются чаще остальных.

Редко, но было, что даже при заключении договора ДСАГО судебный иск о выплате суброгации всё-таки был подан. Суд отказал в его удовлетворении, поскольку ущерб должен быть компенсирован по действующему соглашению дополнительного страхования.

Значительная доля судебных разбирательств из-за суброгации обязана именно обменным действиям страховщика. При наличии ДСАГО все проблемы разрешаются в досудебном порядке и отсутствии законных причин не проводить оплату суд никогда не будет их выдумывать.

Судебные процессы в большинстве случаев идентичные. Эксперты страховщика проводят осмотр с завышением стоимости деталей в несколько раз, заявляют о необходимости замены запчастей, которые могут успешно справиться со своими нагрузками, и подобные ситуации.

Другая ситуация – через два с половиной года после ДТП виновному водителю, который уже и не вспоминает про инцидент на дороге, направляется претензия. В ней указывается требование заплатить требуемую сумму. При отказе страховщик направляет дело в суд. Ответчики часто в таких ситуациях обращались к профессиональным юристам.

Часто задаваемые вопросы по суброгации

Во время судебных экспертиз зачастую устанавливается завышение, результаты технических осмотров признаются недействительными, поскольку ответчику не поступала информация об их проведении. Суд не удовлетворяет иск страховщика.

С повышением сумм компенсации по ОСАГО использование подобных схем взыскания с виноватого водителя происходит намного реже.

Если виновному водителю не удастся доказать основательность отмены суброгации, судебная инстанция вынесет решение о взыскании требуемой суммы.

Некоторые водители, когда узнают о выплатах по суброгации, пытаются произвести её возмещение со стороны страховщика.

Суброгация представляет собой переход права от страхователя страховой организации. Другими словами, получить её может лишь страховщик. Взыскание по суброгации может производиться исключительно страховщиком и исключительно с виновного водителя. Об этом сообщает само определение данного термина. Поэтому получить суброгацию со страховщика – это уже не суброгация.

Заключение

Таким образом, на вопрос о том, положена ли денежная выплата виновнику ДТП, нет однозначного ответа. Все зависит от условий аварии, от наличия полисов ОСАГО и КАСКО, от отсутствия отягчающих обстоятельств. Больше всего шансов получить выплату у виновного участника есть в том случае, если его автомобиль застрахован по КАСКО. Однако и тут есть свои нюансы, которые могут снизить или вовсе обнулить сумму возмещения.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Как видим из представленного материала, в 2020 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2020 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector